Институт горного дела, геологии и геотехнологий СФУ

Наш ИГДГиГ СФУ во Владивостоке

Подготовка кадров новой формации невозможна без изменения учебного процесса в новых современных условиях, сложившихся на рынке труда. Поэтому целесообразно проводить своевременную переподготовку преподавателей и сотрудников высшей школы. Для этого разработаны программы повышения квалификации преподавателей государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, изданы приказы, в которых содержатся следующие положения:
- установлены приоритетные направления повышения квалификации;
- предусмотрено выделение бюджетных средств;

На Управление учреждениями образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» возложено обеспечении координации проведения повышения квалификации.

В соответствии с приказом (№ 379 от 21.12.2004, № 1395 от 15.11 2005, № 1390 от 23.11.2006, № 2270 от 10.12.2007) Институт повышении педагогических кадров Дальневосточного государственного технического университета реализует федеральные программы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

С 09.11.09 по 19.11.09 сотрудники Института горного дела, геологии и геотехнологий Сибирского федерального университета принимали участие в программе «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям».

Основная цель программы – познакомить профессорско-преподавательский состав слушателей прибывших из других регионов России с современными проблемами подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям, а так же путями решения данных проблем. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: обеспечение слушателей современными знаниями в области подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям; повышение профессионального уровня слушателей в области подготовки кадров; совершенствование психолого-педагогической слушателей с учетом модернизации образования, а также требований в качестве обучения, предъявляемых государственным образовательным стандартом.

Об уровне проведения программы можно судить по списку лекторов, участвующих от принимающей стороны: ректор ДВГТУ, д.т.н., профессор Фаткулин А.А., директор института нефти и газа ДВГТУ, д.т.н., профессор Гульков А.Н., д.т.н. профессор Попович А.А. и др.

В первый день перед собравшимися выступил д.т.н., профессор Фаткулин А.А. с лекцией на тему «Инновационная политика высшей школы».


Не менее впечатляет и география слушателей прибывших на данную программу: Тульский государственный университет, Братский государственный университет, Якутский государственный инженерно-технический университет, Тихоокеанский государственный университет (г.Хабаровск), Сибирский федеральный университет.

В ходе проведения данной программы выявлено ряд проблем и интересных критических технологий, позволяющих выйти из кризиса на современном этапе и внедрять инновационные технологии в учебном процессе и различных отраслях промышленности. Профессорско-преподавательский состав ДВГТУ щедро поделился имеющейся у них информацией с коллегами прибывшими из других регионов Российской федерации не только при проведении лекций, но в ходе дискуссий при проведении семинаров и мастер-классов. Профессор Попович А.А. в увлекательной форме рассказал о выполняемых исследования по нанотехнологиям в ДВГТУ, а так же научно-исследовательском институте «Прометей» г. Санкт-Петербурга, где он проводит исследования в настоящее время.

Не мене интересные встречи проводились на родственных кафедрах для прибывших сотрудников. Директор Горного института д.т.н. Макишин В.Н. предоставил возможность ознакомиться с учебно-методической литературой кафедр своего подразделения и нашел время провести экскурсию по учебной штольне, где студенты горного института получают возможность на практике применить свои теоретические знания.

С организацией учебного процесса и научно-исследовательской работы на кафедре «Открытых горных работ и маркшейдерского дела» сотрудников СФУ ознакомили зав. каф. проф., д.т.н. Васянович Ю.А. и доц., к.т.н. Усольцева Л.А.
Кроме учебных дисциплин была не забыта и культурная программа, наиболее запомнилась поездка по г. Владивостоку с посещением наиболее заметных достопримечательностей, начиная с фуникулера и смотровой площадки и заканчивая прекрасной набережной на берегу залива.

Успешно освоившим изучаемые дисциплины слушателям были вручены удостоверения повышения квалификации государственного образца по направлению «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям». На фото директор Института повышения педагогических кадров ДВГТУ Харин А.З поздравляет с окончанием курсов заместителя декана факультета повышения квалификации ИГДГиГ СФУ Ахпашева Б.А.

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям» проводится не только на базе ДВГТУ, но и на факультете повышения квалификации Института горного дела, геологии и геотехнологий СФУ по программе «Проектное управление в учебной и научной деятельности преподавателей» - руководитель проекта доцент, к.т.н. Ерёменко Е.В.
Программа «Проектное управление в учебной и научной деятельности преподавателей» позволяет дать слушателям комплексное представление о методологии, ключевых процедурах эффективного управления проектами при подготовке кадров по приоритетным направлениям науки и техники, развить навыки и обучить основным инструментам управления проектами в учебной и научной деятельности.

Для достижения поставленных целей необходимо решить задачи.
Изучить:
• Основную терминологию;
• Ограничения и отличительные характеристики проектов;
• Классификации, жизненный цикл и этапы проектов;
• Методы управления проектами;
• Области управления проектами и параметры проекта;
• Структуру и методологию оценки проектов;
• Ключевые аспекты деятельности руководителя проекта;
• Материальные и нематериальные способы мотивации персонала;
• Организационные структуры проектов.

Уметь:
• Выявлять проблемы при анализе конкретного проекта, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
• Формулировать цели проекта в формате SMART;
• Формулировать и решать задачи, возникающие в процессе выполнения проекта;
• Классифицировать участников проекта;
• Использовать программное обеспечение MS Project для календарного планирования проекта;
• Владеть навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности

В конце обучения по данной программе выполняется аттестационная работа, позволяющая закрепить полученные информацию и навыки в ходе обучения. Примеры тем аттестационных работ представлены ниже:
1 Разработка концепции нового учебного курса
2 Разработка концепции научной публикации
3 Разработка концепции учебного пособия
4 Разработка концепции методических указаний по выполнению практических или лабораторных работ
5 Разработка концепции проведения конкретного занятия по изучаемой дисциплине
6 Инициализация издания учебного пособия
7 Инициализация нового учебного курса
8 Планирование защиты проекта
9 Составление календарного плана участия в конкурсных отборах на получение грантов
10 Проведение учебно-ознакомительных практик на предприятиях по специальностям
11 Внедрение компетентностного подхода в образовательном процессе при изучении студентами конкретного учебного курса

Таким образом, существуют реальные возможности повышения квалификации не только в других университетах нашей страны, а также площадках Института горного дела, геологии и геотехнологий Сибирского федерального университета.

Е.В. Еременко, доц. каф. ОГР, Б.А. Ахпашев, доцент кафедры ПРМ