Институт горного дела, геологии и геотехнологий СФУ

Тува. Новые штрихи степного пейзажа

Уникальная буровая установка введена в эксплуатацию на Центральном участке Элегестинского угольного месторождения. Шведский бурстанок, в России это единственный экземпляр, способен в самых сложных климатических и геологических условиях «сверлить» землю на глубину до 2300 метров.

Заказчиком бурильных работ на участке «Центральный» выступает ООО «УлугХемУголь», дочернее предприятие ОАО «Северсталь». Работы по монтажу и наладке станка велись специалистами Красноярской буровой компании под началом шведского инженера Маркуса Лёвгрена.

Планы строительства железной дороги от станции Курагино до Кызыла подстегнули интерес к республике среди ведущих горнодобывающих компаний страны. Уголь скоро станет главной ста-тьей дохода Тувы, что позволит существенно изменить уровень и качество жизни населения республики. Магистраль только начинают сооружать, а на Элегестинском месторождении места себе уже застолбили три горнодобывающих компании: ЕВРАЗ Груп С.А. (ООО «Межегейуголь»), Енисейская промышленная компания и ОАО «Северсталь» (ООО «УлугХемУголь»). Разведка ведется сегодня на шести участках месторождения, лицензии на разработку двух из них приобрело ОАО «УлугХемУголь». Расположены они в долине реки Элегест и вблизи горы Боом.

Красноярская буровая компании ведет разведку Элегестинского месторождения уже почти четыре года. Если сложить воедино глубину скважин, пройденных за этот срок, то получится почти пятьдесят четыре километра. В итоге геологи вышли на внушительную цифру. По их оценке, запасы коксующегося угля марки «Ж» на Центральном участке составляют 639 миллионов тонн.

Пока бригада, занятая на разведке участка «Центральный», укомплектована специалистами и высококвалифицированными рабочими из Красноярского края и Кемеровской области. По словам главного инженера ЗАО «Красноярская буровая компания» Ярослава Егорова, подготовкой кадров для своих подразделений КБК занимается очень серьезно. В поселке Солонцы, под Красноярском, где находится производственная база компании, создан целый учебный центр. Вот только специалистов из Тувы компания подобрать пока не может, нет кандидатов с соответствующей квалификацией.

– Но ситуация поправима, – уверен Ярослав Егоров. – Главное, чтобы люди сами хотели учиться этой профессии.

В летнюю пору долина реки Элегест напоминала пейзажи американского штата Техас, только вместо нефтяных вышек здесь – буровые установки. Между ними жители окрестных сел укладывали в скирды сено из душистого степного разнотравья. Зимой эти места преображаются и напоминают окрестности космодрома Байконур, а буровые вышки – ракеты на стартовых столах. Шведский станок, зачехленный сверху донизу в плотную белую спецткань, издали смотрится, как «шатл», готовый оторваться от земли. Романтика…

– Работа, – пожимает плечами машинист буровой установки Михаил Клобуков. – Не до романтики. Рабочая смена у нас – двенадцать часов.

В его послужном списке объекты, известные на всю страну. Бурить ему приходилось и у нефтяников Ямала, и у старателей в Бодайбо, на прокладке Крольского тоннеля, на участке железной дороги Абакан – Тайшет и на «олимпийской стройке» в Сочи, где прокладывал с бригадой автомобильно-железнодорожный тоннель. Перед приездом в Туву работал на Богучанской ГЭС.

– Хороший станок сделали шведы, – признает начальник участка Алексей Ильич. – Может быть, и есть в нем какие-то конструкционные недостатки, но пока у нас проблем не возникало. Погоняем его немного – увидим. Но возьмите, хотя бы, то, как решены в нем вопросы техники безопасности. Обратите внимание: площадка перед буровой огорожена специальной сеткой. И до тех пор, пока на этой площадке кто-то есть, станок не включится. Компьютер отследит обстановку, а потому любой несчастный случай здесь даже в принципе исключен.

По материалам сайта http://www.tuvaonline.ru/2011/12/20/tuva-novye-shtrihi-stepnogo-peyzazha...