Институт горного дела, геологии и геотехнологий СФУ

Итоги выездного заседания Совета УМО вузов РФ по образованию в области горного дела

Фоторепортаж «Итоги выездного заседания Совета УМО вузов РФ по образованию в области горного дела - 2012»
(23 фотографии)

21 мая 2012 г в зале Учёного Совета ИГДГГ СФУ состоялось открытие выездного заседания Совета Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области горного дела (Повестка – см. Приложение 1)

Открыла заседание проректор по учебной работе СФУН. В. Гафурова.

С докладами о состоянии горного образования и подготовке горных инженеров в вузах России выступили проректор Московского горного университета В. Л. Петров, директор ИГДГГ СФУ В. А. Макаров, профессор ДВФУ В. Н. Макишин, профессор СВФУ Б. Н. Заровняев, профессор ИрГТУ А. В. Загибалов, профессор КузГТУ В. И. Нестеров

Основные проблемы, озвученные в ходе выступлений:

  • Слабая материально-техническая база вузов (несмотря на разовую государственную поддержку, оснащение современным оборудованием отдельных вузов явно недостаточно для успешной подготовки специалистов отвечающих современным мировым требованиям).
  • Неудовлетворительное финансирование учебных и производственных практик; недостаточное количество времени, выделяемое на их проведение. Не секрет, что подготовка квалифицированных горных специалистов требует не только теоретического, но и практического обучения; решение этой задачи не всегда возможно в условиях лабораторных занятий. «Экономия» средств, выделяемых на практическую подготовку специалистов, ведёт к финансовым потерям, возникающим при дальнейшем обучении молодого специалиста уже после его трудоустройства. Недостаток времени, выделяемого на производственную практику, отмечают и студенты. Проблеме проведения производственных практик в условиях современных требований учебного стандарта был посвящён доклад проректора Московского горного университета, заместителя председателя Совета УМО по образованию в области горного дела В. Л. Петрова.
  • Низкий уровень подготовки абитуриентов и высокий процент отчисления студентов за неуспеваемость. При этом складывается парадоксальная ситуация: согласно современному образовательному стандарту предполагается существенное увеличение самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Для школьников, не подготовленных в школе к самостоятельной учебной работе, эта задача зачастую оказывается непосильной.
  • Проблема роста молодых научно-педагогических кадров. Существующий уровень заработной платы сотрудников вузов ведёт к «выталкиванию» молодых преподавателей из стен вуза. Значительная их часть, получив учёную степень и дополнительный опыт, переходит на работу в горнодобывающие предприятия.

Для преодоления сложившихся проблем необходимы следующие действия:

  1. Более тесное сотрудничество с предприятиями с целью качественного проведения практик, трудоустройства выпускников, совершенствования образовательных стандартов и программ. Создание корпоративных университетов, вузовских представительств и филиалов кафедр на предприятиях.
  2. Открытие новых специальностей и специализаций, учитывающих направления регионального характера и потребности работодателей в специалистах широкого профиля.
  3. Лицензирование различных видов деятельности в вузах и проведение экспертиз технологических процессов и оборудования, что обеспечивает повышение качества подготовки специалистов.
  4. Предоставление предприятиям, обеспечивающим поддержку учебного процесса в вузах, определенных льгот (необходимо обращение через Высший горный совет "Горнопромышленники России" к правительству или Президенту РФ).
  5. Обучение студентов рабочим профессиям не только во время и за счет производственной практики, но и на факультативных занятиях по выбору студентов.
  6. Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
  7. Модернизация материально-технической базы вузов, как за счет централизованного финансирования, так и с помощью работодателей.
  8. Изменения федерального государственного образовательного стандарта в отношении реализации производственных практик студентов.

22 мая участники заседания посетили новый корпус института нефти и газа и новое здание библиотеки СФУ.

Во второй половине дня в МВДЦ «Сибирь» в рамках проходящего одновременно горно-геологического форума состоялся круглый стол по теме: «Актуальные вопросы и нерешённые проблемы подготовки инженерных кадров для горно-геологической отрасли. Традиции и инновации». Мероприятие было организовано по инициативе УМО вузов РФ по образованию в области горного дела.

Основными вопросами круглого стола стали проблемы воспроизводства горно-геологических кадров в РФ, взаимодействия вузов и горно-геологических предприятий в современных условиях, формирование требований работодателей к молодым специалистам - выпускникам вузов. Как выучить специалиста завтрашнего дня, способного решать всё более сложные задачи горно-геологического профиля, применять современные подходы и высокотехнологичные механизмы при проведении горных работ – этот вопрос интересовал и производственников, и преподавателей.

В работе круглого стола по проблемам горно-геологического образования вместе с представителями горных вузов России приняли участие и ведущие специалисты горнорудных компаний – ОАО «Норильский Никель», ЗАО ЗДК «Полюс», Васильевский рудник, Сибгеоконсалтинг, Соврудник, СУЭК и др. В ходе оживлённой дискуссии, последовавшей за докладом заместителя председателя Совета УМО по образованию в области горного дела В. Л. Петрова, был сформирован очень важный для вузов и академической науки срез мнений о подготовке современного горного инженера. В ответ на заданный производственникам вопрос: «Назовите три позиции, которые вы бы хотели усилить в подготовке горных инженеров» - были получены следующие ответы:
1) усилить практическую подготовку, увеличив сроки производственных практик до 8 недель в год;
2) обеспечить более высокую подготовку по иностранному языку;
3) воспитывать специалистов, готовых брать на себя ответственность и не боятся ее.

Делегаты Совета также совершили экскурсию в г. Железногорск, где посетили Сибирский институт пожарной безопасности (филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России), который начинает подготовку горноспасателей, и музей горно-химического комбината.

24 мая члены совета УМО и приглашенные специалисты горно-добывающих компаний приняли участие в работе пятого Молодёжного форума «Современные технологии оценки и освоения минеральных ресурсов»

Приложение 1
Повестка дня:
1. Организация подготовки горных инженеров в Федеральных и национальных исследовательских университетах Российской Федерации.
Докл.: Директор Института горного дела, геологии и геотехнологий Сибирского федерального университета (ИГДГиГ), профессор д-р геол.-минерал. наук Макаров Владимир Александрович; зав. кафедрой Инженерной школы Дальневосточного федерального университета, проф., д.т.н. Макишев Валерий Николаевич. (содокладчики – представители национальных исследовательских и федеральных университетов РФ).
2. Реализация программ практик при подготовке горных инженеров на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.
Докл. Петров Вадим Леонидович, зам. председателя Совета УМО, проф, докт. техн. наук, проректор по методической работе и качеству образования МГГУ.
3. Разное.
Также в программе: посещение вновь построенного Института нефти и газа СФУ, в стадии согласования - экскурсия на ГХК г. Красноярск 26.
Совет УМО примет участие в работе круглого стола по проблемам горно-геологического образования проводимого в рамках форума МИНГЕО СИБИРЬ совместно с ведущими специалистами горнорудных компаний – ОАО Норильский Никель, ЗАО ЗДК «Полюс», СУЭК и др.

П.Н. Самородский, зам. декана ГГФ