В Еврейской автономной области завершена проходка нового Облученского тоннеля. Это стало важным этапом модернизации Транссиба.
Облучье - железнодорожный узел на магистрали, в этом районе она делает большую петлю между сопками. Тоннель протяженностью 311 метров, который теперь называют "старым" , появился здесь еще в 1915-м. С течением времени условия его эксплуатации сильно ухудшились - сказались сложные геологические и гидрогеологические факторы местности. Специалисты постоянно фиксировали разрушения и деформацию каменной кладки, обводненность, а также появляющуюся дефектность обратного свода. Это увеличило расходы не только на содержание верхнего строения тоннеля, но и на обслуживание пути. Кроме того, участок магистрали с Облученским тоннелем стал серьезно затруднять пропуск возрастающего грузопотока по Транссибу в направлении портов Дальнего Востока. Слишком уж ограничена скорость движения составов по нему, всего 25-40 километров в час.
4,2 миллиарда рублей - расчетная стоимость строительства нового Облученского тоннеля
- Пропускная способность железных дорог Дальнего Востока составляет 110-115 миллионов тонн грузов в год. При этом Транссибирская магистраль практически исчерпала свои резервы для увеличения объемов перевозок, - заявил еще год назад полпред президента РФ в ДФО Виктор Ишаев.
В недавних рекомендациях Общественной палаты РФ по результатам слушаний о государственной поддержке развития БАМа и Транссибирской магистрали также указано, что из-за резко увеличившегося объема транспортируемых грузов уже в ближайшие несколько лет может возникнуть проблема с инфраструктурой. И дальше эксперты предупреждают, что в скором времени Транссиб может стать "бутылочным горлышком" при перевозке грузов. Строительство нового Облученского тоннеля должно решить многие проблемы, поэтому изначально проекту стали придавать большое значение. Он был внесен в инвестиционную программу железнодорожного ведомства "Снятие инфраструктурных ограничений".
Прокладка началась в сентябре 2011 года с западного портала. Спустя два месяца приступили к проходке с восточной стороны. Работы вели буровзрывным способом. Теперь, после того как проведена сбойка, предстоит забетонировать постоянную обделку - конструкцию для защиты тоннеля от подземных вод. Также необходимо устроить монолитные железобетонные порталы, пленочную гидроизоляцию и водоотводные лотки с подогревом, уложить безбалластный бесстыковой путь. Общая стоимость проекта оценивается в 4,2 миллиарда рублей.
Движение поездов по новому тоннелю откроют в 2013 году.
- Строительство нового однопутного тоннеля является только первым этапом в реконструкции данного участка дороги, - рассказал "РГ" Игорь Галий, гендиректор компании-подрядчика. - После переключения на него движения всех поездов начнется реконструкция старого. Переустроим его обделку, изменим габаритное состояние, при этом из двухпутного он станет однопутным. После модернизации четный путь будет проходить через обновленный тоннель, нечетный - через новый.
Справка "РГ"
Длина нового Облученского тоннеля - 860 метров, максимальная глубина заложения - 52,3 метра. Тоннель имеет односкатный профиль с уклоном к западному порталу, пролегает в скальных породах массива.
По материалам сайта www.rg.ru